Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России

«СПТ – территория ДРУЖБЫ»

Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая любит всех нас.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых!
Толерантность – это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда
Закрепи ты в мире!

 

27 October 2022, 15:02
27 October 2022, 15:08

Историческая справка

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался   тем,   что   при   разных   правительствах   оставался   неизменно министром  иностранных дел.  Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы,  стремиться к тому,  чтобы управлять  ситуацией,  а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность… Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.В 1995 году по инициативе ЮНЕСКО представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так:«Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений». С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь.
Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого, все то, что ему дорого. Нужно помнить, что Земля в эпоху сверхзвуковых скоростей и Интернета стала очень маленькой – все мы на ней живем рядом друг с другом и друг среди друга и убежать некуда. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.
Толерантность – это не только терпимость к другому. Это знание иного. Существует такая психологическая закономерность: чем меньше известен нам какой-либо предмет, и не только предмет - птица, животное – тем меньше отличий мы видим в предмете того же рода. Так же и с людьми. Учитель первый раз входит в класс – все дети кажутся ему если не одинаковыми, то очень похожими, но не пройдет и месяца, как все они будут очень разными. И чем больше он будет узнавать своих подопечных, тем больше различий будет замечать в их интересах, в умственном и физическом развитии, в их привычках…
Через знание лежит путь к пониманию, а от понимания особенностей характера других – к большей терпимости к их привычкам и мнению. Но не только знать и понимать, далеко не каждый умеет просто выслушать другого: разве не случалось нам замечать, что вроде бы говорят два человека друг с другом и даже ведут спор, но в действительности, каждый из них слышит только самого себя и принимает только свои аргументы. В умении услышать другого тоже чувствуется толерантность. Не навязывать свою точку зрения, пусть даже она кажется нам единственно верной.

27 October 2022, 15:10
27 October 2022, 15:10

Толерантность это…

  • уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека, уважение мнения человека и его точки зрения на все происходящее
  • дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами. Умение понимать собеседника, находить с ним общий язык
  • уважение друг к другу, понимание, терпимость к расе, религии, различиям
  • терпение друг к другу
  • терпение к другим людям разных национальностей и сословий, умение терпеть его привычки, обычаи
  • общение между двумя людьми, доверие между ними
  • вид общения или вид поведения, где два человека понимают друг друга
  • когда люди уважают друг друга, относятся с терпением и доброжелательностью, когда стараются ни в чем не отказывать другим, но при этом имеют свое мнение
  • когда нет фашизма, насилия и расизма на земле
  • уважение прав каждого человека
  • дружба, гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а так же признание индивидуальности каждого человека
  • уважение, любовь и терпение, когда все люди мира живут в согласии с самим собой и другими.
27 October 2022, 15:11
27 October 2022, 15:11

Милосердие на книжной полке

Б. Байерс "Лебединое лето"
Саре Годфри 14 лет и она переживает самое трудное время – период взросления. Еще вчера она была весёлым, довольным ребёнком, а сегодня поняла, что весь мир – ужасен. Жизнь, и правда, немила, если у тебя умерла мама, папа живёт далеко и приезжает редко, а младший брат Чарли после тяжёлой болезни отстал в развитии и не умеет разговаривать. Однажды Чарли пошёл разыскивать пленивших его лебедей и заблудился в лесу. Поиски его перевернули Сару, и она заново, любящим и радостным взором увидела мир и тех, кто окружает её. За книгу «Лебединое лето» автор в 1971 году была награждена самой почётной литературной премией США – медалью Ньюбери.
Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома"
Роман американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу, написанный в тот момент, когда борьба против рабства стала в центре внимания, приобрёл мировую известность. Он проникнут страстным негодованием против безнравственной сущности рабовладения.
Х.Ли "Убить пересмешника"
Главный герой романа адвокат Аттикус Финч - носитель самых высоких человеческих качеств. Он справедлив, благороден, во всём и всегда верен своим принципам, по-настоящему смел. Взаимоотношения Аттикуса Финча со своими детьми, отношения доброго, умного, внимательного взрослого к детям – одна из сильнейших воспитательных сторон этой книги.
Д. Литтл "Неуклюжая Анна"
Анна – неловкий, неуклюжий ребёнок, посмешище дома и в школе. Свой особый, полный глубоких переживаний и серьёзных размышлений мир она прячет глубоко внутри от родителей и от братьев с сёстрами.
Отец не раз называет младшую дочку особенной. Она и впрямь особенная – её сердце полно любви, которую не замечает никто. Однажды эта любовь выплёскивается наружу: своими неловкими, как все привыкли считать, пальцами Анна сплела чудесную корзинку в подарок маме. Всё это происходит в Рождество, и корзинка Анны неожиданно объединяет всю семью и раскрывает сердца близких навстречу друг другу.
А. Маршалл "Я умею прыгать через лужи"
Известный австралийский писатель Алан Маршалл в талантливой повести "Я умею прыгать через лужи» рассказал необычную историю своего детства. Он родился в глухом австралийском поселке в семье объездчика лошадей. Отец мечтал сделать из него бегуна и наездника, но, когда мальчику минуло шесть лет, его приковал к постели полиомиелит. Алан долго лежал в больнице, перенес тяжелую операцию, с трудом передвигался на костылях. Но он ни в чем не хотел уступать своим сверстникам. Исключительная настойчивость, мужество и жизнелюбие помогают мальчику сделать невозможное - победить неизлечимый недуг. Подвергая себя суровой закалке и неустанной тренировке, не щадя парализованных ног, он карабкается на скалы, сползает в овраги, учится плавать в холодном горном озере, которого опасаются даже взрослые, занимается охотой и рыбной ловлей и в довершение всего становится отличным наездником. Жизнь в семье, в школе, среди друзей, сочувствующих его несчастью, и врагов, издевающихся над калекой, история преодоления Аланом своей физической беспомощности - таков сюжет автобиографической повести Маршалла.
Е. Мурашова "Класс коррекции"
Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной подростковой литературы. Тема детей-отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Е. Мурашова не развлекает читателя. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознавать себя как человека, личность, гражданина.
Н. Назаркин "Изумрудная рыбка"
«Изумрудная рыбка» покоряет удивительным «Русским детским» языком, искренностью. Николай Назаркин сам был когда-то маленьким пациентом и показывает жизнь больницы изнутри. Но не думайте, что в книжке будет одно нытьё и скука – умению дружить и радоваться жизнь у героев «палатных» рассказов можно только поучиться! Сборник рассказов «Изумрудная рыбка» - дебют Николая Назаркина в литературе – был сразу замечен критиками и получил Малую премию Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».
К. Патерсон "Великолепная Гилли Хопкинс"
Повесть о трудной девочке, которая пытается обрести чувство дома, несмотря на то, что её постоянно отправляют то к одним, то к другим приёмным родителям из-за якобы плохого поведения. Гилли начинает ненавидеть окружающих её людей и втайне мечтает вернуться к родной матери, хотя та бросила девочку. Кэтрин Патерсон – американская писательница, лауреат премии Х.К. Андерсена 1998 года, автор книги «Мост в Терабитию».
К. Сергиенко "До свидания, овраг"
Это трогательная, правдивая, весёлая и очень грустная история, главные герои которой – бездомные собаки. Живут они в овраге и, несмотря на трудную жизнь, мечтают о счастье. Мечтают о хозяине и настоящем доме. Кому-то, увы, так и не повезёт, а кто-то найдёт себе друга.

 

27 October 2022, 15:14
27 October 2022, 15:22

Мероприятия по воспитанию и развитию толерантности среди студентов техникума

Отчет о проведенных мероприятиях по воспитанию и развитию толерантности среди студентов техникума 
за 1 полугодие 2015-2016 учебного года

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Акция «Дерево Толерантности»

16.11.2015 г.

Педагог-психолог, члены волонтерского объединения техникума «Феникс

Классный час «Планета Толерантности»

16.11. 2015 г.

Педагог-психолог

Классный час «Дорогою добра»

14.12. 2015 г.

Педагог-психолог

Демонстрация видеороликов по теме толерантности

16.11. 2015 г.

14. 12. 2015 г.

23. 12. 2015 г.

Зам. директора по ВР

Классный час «Урок Доброты»

23. 12. 2015 г.

Библиотекарь

Педагог-психолог

План мероприятий по воспитанию и развитию толерантности среди студентов техникума
на 2 полугодие 2015-2016 учебного года

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Классный час, посвященный освобождению концентрационного лагеря «Освенцим»

27. 01. 2016г.

Педагог-психолог
Преподаватель истории

Сбор подарков и поездка в Детский Дом для детей-инвалидов

Январь 2016 г.

Зам. директора по ВР
Библиотекарь
Педагог-организатор

Акция «Возьмемся за руки»

13. 02. 2016 г.

Педагог-психолог
Педагог-организатор

Организация «Недели Толерантности»

14.03 – 19.03 2016г.

Зам. директора по ВР
Педагог-психолог
Педагог-организатор
Социальный педагог
Библиотекарь

27 October 2022, 15:26
27 October 2022, 15:28

Декларация принципов толерантности

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerance» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».

ПРЕАМБУЛА
Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября -16 ноября 1995 года,
памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи",
напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что "мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества",
напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26),
принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
  • Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации
  • Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
  • Конвенцию о правах ребенка
  • Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области
  • Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания
  • Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений
  • Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам
  • Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма
  • Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека
  • Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене
  • Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках
  • Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,
испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,
обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,
принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,
преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:
Статья 1.ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1     Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это
добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2     Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3     Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим
СТАТЬЯ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ
2.1    На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2     Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
2.3     В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.
2.4     Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга" (статья 1.2).
СТАТЬЯ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
3.1     Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы
живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2     Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3     В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем, чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.
СТАТЬЯ 4. ВОСПИТАНИЕ
4.1     Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2     Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3     Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4     Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает уделение особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или решать их ненасильственными средствами.
СТАТЬЯ 5. ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
СТАТЬЯ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
 В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

ДОКУМЕНТ ЮНЕСКО О ПРИНЦИПАХ КУЛЬТУРЫ МИРА
МАНИФЕСТ 2000 ГОДА
В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, ДОМА И НА РАБОТЕ, В СВОЕМ СООБЩЕСТВЕ, В СТРАНЕ И РЕГИОНЕ Я ОБЯЗУЮСЬ:
1.    «Уважать жизнь каждого человека»
Уважать жизнь и достоинство каждого человеческого существа, без какой бы ни было дискриминации и предубеждения.
2.    «Отвергать насилие»
Настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное - прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например, детей и подростков.
3.    «Быть щедрым»
Делиться с другими людьми своим временем и материальными ресурсами, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению.
4.    «Слушать и стремиться понять»
Отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно стремясь к диалогу и взаимопониманию, никого не отвергая, избегая фанатизма и злословия.
5.    «Оберегать нашу планету»
Содействовать разумному потреблению и такому развитию, при котором уважались бы все формы жизни и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете.
6.    «Укреплять солидарность»
Вносить свой вклад в развитие своего общества, содействуя всестороннему участию женщин в его жизни и уважению демократических принципов, с тем, чтобы плечом к плечу с другими людьми создавать новые формы солидарности.

ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
Уважение - высокая степень авторитета, доверия, признания.
Совместимость - возможности и перспективы достижения эффективности в совместной деятельности. Виды совместимости - психофизиологическая (взаимодействие темпераментов, потребностей индивидов, физических особенностей), психологическая (взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения), социальная (согласованность социальных ролей, интересов, ценностей), идеологическая (идеологические ценности, социальные установки).
Принятие (мнения, человека, группы) - способность согласиться с существованием особенностей, которые не свойственны определенному человеку, группе, общности и т.п.
Доброжелательность - отношение к другому человеку или группе людей, подразумевающее положительное расположение или настрой.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ:
Взаимодополнение - процесс выстраивания отношений, при котором единое целое формируется путем составления различных элементов, присущим разным партнерам.
Сотрудничество (кооперация) - выработка общего решения путем переговоров, участие большого количества людей в одном или разных, но связанных между собой направлениях деятельности. Диалог - парадигма (направление) взаимодействия с целью решения задачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемной ситуации и возможностей выхода из нее. Диалог культур - взаимодействие культур, в результате которого каждая осознает и обретает свою индивидуальную самобытность без изоляции от других культур (возможен на основе общности базовых ценностей). Диалог является универсальной составляющей речевого общения человека.
Дискуссия - обсуждение определенной проблемы с высказыванием различных мнений для выработки общего решения или согласия по определенным вопросам.
Общение - взаимодействие между людьми (межличностное, межнациональное, межкультурное и т.п.)
Солидарность (в пер. с французского «единомыслие, общность интересов») - единение, сплоченность людей, различных групп, классов, народов на основе общности целей и ценности. Солидарность мировой общественности (с борцами против терроризма, за права человека и т.п.), с другими народами (в марксизме - солидарность трудящихся в борьбе против эксплуататоров).
ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ:
Свобода - защищенность человека от нежелательного воздействия, насилия, наличие альтернатив и возможность выбора, возможности для творческой самореализации личности. Многообразие (многокультурность, англ. diversity) - наличие различных ответов на одни и те же поставленные вопросы, культурных особенностей отдельных групп, составляющих социум. Общество похоже на мозаичное панно, состоящее из отдельных фрагментов - религиозных и национальных групп, молодежных объединений, политических партий и общественных организаций, клубов по интересам, в мире есть инвалиды, вегетарианцы, верующие и неверующие, пацифисты и нигилисты. Многообразие может относиться к группам, мнениям, подходам, идеям и т.п. Очень важно, чтобы это многообразие учитывало как государство в своей политике, так и простые люди в повседневной жизни. При этом следует помнить не только о различиях, но и о том, что объединяет представителей общества одной страны, где проходят границы многообразия, ведь доведенная до абсурда социальная пестрота грозит распадом и прекращением существования веками формируемого единства. Основными факторами групповой сплоченности можно назвать следующие:
-сходство главных ценностных ориентиров членов группы;
-определенность и ясность общих целей;
-совместная деятельность членов группы по решению поставленных задач;
-отсутствие противоборствующих группировок и неразрешимых конфликтов;
-умение взаимодействовать для достижения общепризнанных целей;
-преодоление агрессии, нетерпимости, ксенофобии (страха перед незнакомыми лицами), склонности к насилию.
Консенсус - (от лат. consensus - соглашение, единодушие, согласованность) - наличие сходных ориентаций, позволяющих установить взаимопонимание и (или) взаимодействие по тому или иному вопросу (является рамкой многообразия).
Компромисс-способ достижения согласия, завершения конфликта путем взаимных уступок и частичного удовлетворения интересов сторон. При этом каждая сторона должна определить нижние границы уступок, на которые она готова идти при определении компромиссного соглашения.
Равноправие - равенство распределения власти, включающее возможность для каждого гражданина формировать и вступать в политические организации; свободу выражения собственного мнения, право голоса, право на избрание в органы государственной власти.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ:
Сохранение самобытности - определенность общества, вытекающая из общности и своеобразия его культурных характеристик и исторического опыта; постоянное проявление тех существенных компонентов культурного наследия, которые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования. Проблема сохранения самобытности остро встает в условиях современной глобализации.
Этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т.д. Внешне выражается в выдержке, самообладании.
Все эти элементы насыщают смысловое поле толерантности, которая в свою очередь противостоит различным проявлениям нетерпимости в обществе.

27 October 2022, 15:29
27 October 2022, 15:29

Притчи о толерантности

Китайская притча о терпении
Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.
На табличке было написано одно слово: «ТЕРПЕНИЕ».
 

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— И все?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
— И мира тоже.


Доброта — она не увядает
И не ждет взаимности в ответ.
Никогда не жжет, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет.

Доброта не судит, не калечит.
От нее не стоит ждать вреда.
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда.

Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно
Эту землю делает добрей.

И ребенок, пожалев дворнягу
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведет.

Доброта — она всегда богаче
Самых состоятельных людей.
У нее ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней.

И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом мы становимся добрее.
Ничего, что там, в груди, щемит.

Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло.
Не узнать о ней — вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло.

Доброта, как раненая птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь.
И блеснет слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь.

Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста.
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта.

Ирина Самарина

27 October 2022, 15:32
27 October 2022, 15:32