Шаг к толерантности
Материал опубликован:
Обновлён:
Толерантность. Что это такое? – Толерантность – это люди света, Ведь планета наша дорогая любит всех нас. |
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".
Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность… Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.В 1995 году по инициативе ЮНЕСКО представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так:«Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений». С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь.
Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого, все то, что ему дорого. Нужно помнить, что Земля в эпоху сверхзвуковых скоростей и Интернета стала очень маленькой – все мы на ней живем рядом друг с другом и друг среди друга и убежать некуда. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.
Толерантность – это не только терпимость к другому. Это знание иного. Существует такая психологическая закономерность: чем меньше известен нам какой-либо предмет, и не только предмет - птица, животное – тем меньше отличий мы видим в предмете того же рода. Так же и с людьми. Учитель первый раз входит в класс – все дети кажутся ему если не одинаковыми, то очень похожими, но не пройдет и месяца, как все они будут очень разными. И чем больше он будет узнавать своих подопечных, тем больше различий будет замечать в их интересах, в умственном и физическом развитии, в их привычках…
Через знание лежит путь к пониманию, а от понимания особенностей характера других – к большей терпимости к их привычкам и мнению. Но не только знать и понимать, далеко не каждый умеет просто выслушать другого: разве не случалось нам замечать, что вроде бы говорят два человека друг с другом и даже ведут спор, но в действительности, каждый из них слышит только самого себя и принимает только свои аргументы. В умении услышать другого тоже чувствуется толерантность. Не навязывать свою точку зрения, пусть даже она кажется нам единственно верной.
- уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека, уважение мнения человека и его точки зрения на все происходящее
- дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами. Умение понимать собеседника, находить с ним общий язык
- уважение друг к другу, понимание, терпимость к расе, религии, различиям
- терпение друг к другу
- терпение к другим людям разных национальностей и сословий, умение терпеть его привычки, обычаи
- общение между двумя людьми, доверие между ними
- вид общения или вид поведения, где два человека понимают друг друга
- когда люди уважают друг друга, относятся с терпением и доброжелательностью, когда стараются ни в чем не отказывать другим, но при этом имеют свое мнение
- когда нет фашизма, насилия и расизма на земле
- уважение прав каждого человека
- дружба, гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а так же признание индивидуальности каждого человека
- уважение, любовь и терпение, когда все люди мира живут в согласии с самим собой и другими.
Б. Байерс "Лебединое лето" Саре Годфри 14 лет и она переживает самое трудное время – период взросления. Еще вчера она была весёлым, довольным ребёнком, а сегодня поняла, что весь мир – ужасен. Жизнь, и правда, немила, если у тебя умерла мама, папа живёт далеко и приезжает редко, а младший брат Чарли после тяжёлой болезни отстал в развитии и не умеет разговаривать. Однажды Чарли пошёл разыскивать пленивших его лебедей и заблудился в лесу. Поиски его перевернули Сару, и она заново, любящим и радостным взором увидела мир и тех, кто окружает её. За книгу «Лебединое лето» автор в 1971 году была награждена самой почётной литературной премией США – медалью Ньюбери. |
|
Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" Роман американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу, написанный в тот момент, когда борьба против рабства стала в центре внимания, приобрёл мировую известность. Он проникнут страстным негодованием против безнравственной сущности рабовладения. |
|
Х.Ли "Убить пересмешника" Главный герой романа адвокат Аттикус Финч - носитель самых высоких человеческих качеств. Он справедлив, благороден, во всём и всегда верен своим принципам, по-настоящему смел. Взаимоотношения Аттикуса Финча со своими детьми, отношения доброго, умного, внимательного взрослого к детям – одна из сильнейших воспитательных сторон этой книги. |
|
Д. Литтл "Неуклюжая Анна" Анна – неловкий, неуклюжий ребёнок, посмешище дома и в школе. Свой особый, полный глубоких переживаний и серьёзных размышлений мир она прячет глубоко внутри от родителей и от братьев с сёстрами. Отец не раз называет младшую дочку особенной. Она и впрямь особенная – её сердце полно любви, которую не замечает никто. Однажды эта любовь выплёскивается наружу: своими неловкими, как все привыкли считать, пальцами Анна сплела чудесную корзинку в подарок маме. Всё это происходит в Рождество, и корзинка Анны неожиданно объединяет всю семью и раскрывает сердца близких навстречу друг другу. |
|
А. Маршалл "Я умею прыгать через лужи" Известный австралийский писатель Алан Маршалл в талантливой повести "Я умею прыгать через лужи» рассказал необычную историю своего детства. Он родился в глухом австралийском поселке в семье объездчика лошадей. Отец мечтал сделать из него бегуна и наездника, но, когда мальчику минуло шесть лет, его приковал к постели полиомиелит. Алан долго лежал в больнице, перенес тяжелую операцию, с трудом передвигался на костылях. Но он ни в чем не хотел уступать своим сверстникам. Исключительная настойчивость, мужество и жизнелюбие помогают мальчику сделать невозможное - победить неизлечимый недуг. Подвергая себя суровой закалке и неустанной тренировке, не щадя парализованных ног, он карабкается на скалы, сползает в овраги, учится плавать в холодном горном озере, которого опасаются даже взрослые, занимается охотой и рыбной ловлей и в довершение всего становится отличным наездником. Жизнь в семье, в школе, среди друзей, сочувствующих его несчастью, и врагов, издевающихся над калекой, история преодоления Аланом своей физической беспомощности - таков сюжет автобиографической повести Маршалла. |
|
Е. Мурашова "Класс коррекции" Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной подростковой литературы. Тема детей-отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Е. Мурашова не развлекает читателя. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознавать себя как человека, личность, гражданина. |
|
Н. Назаркин "Изумрудная рыбка" «Изумрудная рыбка» покоряет удивительным «Русским детским» языком, искренностью. Николай Назаркин сам был когда-то маленьким пациентом и показывает жизнь больницы изнутри. Но не думайте, что в книжке будет одно нытьё и скука – умению дружить и радоваться жизнь у героев «палатных» рассказов можно только поучиться! Сборник рассказов «Изумрудная рыбка» - дебют Николая Назаркина в литературе – был сразу замечен критиками и получил Малую премию Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». |
|
К. Патерсон "Великолепная Гилли Хопкинс" Повесть о трудной девочке, которая пытается обрести чувство дома, несмотря на то, что её постоянно отправляют то к одним, то к другим приёмным родителям из-за якобы плохого поведения. Гилли начинает ненавидеть окружающих её людей и втайне мечтает вернуться к родной матери, хотя та бросила девочку. Кэтрин Патерсон – американская писательница, лауреат премии Х.К. Андерсена 1998 года, автор книги «Мост в Терабитию». |
|
К. Сергиенко "До свидания, овраг" Это трогательная, правдивая, весёлая и очень грустная история, главные герои которой – бездомные собаки. Живут они в овраге и, несмотря на трудную жизнь, мечтают о счастье. Мечтают о хозяине и настоящем доме. Кому-то, увы, так и не повезёт, а кто-то найдёт себе друга. |
Отчет о проведенных мероприятиях по воспитанию и развитию толерантности среди студентов техникума
за 1 полугодие 2015-2016 учебного года
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный |
Акция «Дерево Толерантности» |
16.11.2015 г. |
Педагог-психолог, члены волонтерского объединения техникума «Феникс |
Классный час «Планета Толерантности» |
16.11. 2015 г. |
Педагог-психолог |
Классный час «Дорогою добра» |
14.12. 2015 г. |
Педагог-психолог |
Демонстрация видеороликов по теме толерантности |
16.11. 2015 г. 14. 12. 2015 г. 23. 12. 2015 г. |
Зам. директора по ВР |
Классный час «Урок Доброты» |
23. 12. 2015 г. |
Библиотекарь Педагог-психолог |
План мероприятий по воспитанию и развитию толерантности среди студентов техникума
на 2 полугодие 2015-2016 учебного года
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный |
Классный час, посвященный освобождению концентрационного лагеря «Освенцим» |
27. 01. 2016г. |
Педагог-психолог |
Сбор подарков и поездка в Детский Дом для детей-инвалидов |
Январь 2016 г. |
Зам. директора по ВР |
Акция «Возьмемся за руки» |
13. 02. 2016 г. |
Педагог-психолог |
Организация «Недели Толерантности» |
14.03 – 19.03 2016г. |
Зам. директора по ВР |
Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerance» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».
ПРЕАМБУЛА
Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября -16 ноября 1995 года,
памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи",
напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что "мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества",
напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26),
принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
- Международный пакт о гражданских и политических правах
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
- Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации
- Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
- Конвенцию о правах ребенка
- Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области
- Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
- Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания
- Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений
- Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам
- Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма
- Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека
- Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене
- Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках
- Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования
памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,
испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,
обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,
принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,
преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:
Статья 1.ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это
добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим
СТАТЬЯ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ
2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2 Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.
2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга" (статья 1.2).
СТАТЬЯ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы
живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем, чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.
СТАТЬЯ 4. ВОСПИТАНИЕ
4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает уделение особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или решать их ненасильственными средствами.
СТАТЬЯ 5. ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
СТАТЬЯ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.
ДОКУМЕНТ ЮНЕСКО О ПРИНЦИПАХ КУЛЬТУРЫ МИРА
МАНИФЕСТ 2000 ГОДА
В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, ДОМА И НА РАБОТЕ, В СВОЕМ СООБЩЕСТВЕ, В СТРАНЕ И РЕГИОНЕ Я ОБЯЗУЮСЬ:
1. «Уважать жизнь каждого человека»
Уважать жизнь и достоинство каждого человеческого существа, без какой бы ни было дискриминации и предубеждения.
2. «Отвергать насилие»
Настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное - прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например, детей и подростков.
3. «Быть щедрым»
Делиться с другими людьми своим временем и материальными ресурсами, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению.
4. «Слушать и стремиться понять»
Отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно стремясь к диалогу и взаимопониманию, никого не отвергая, избегая фанатизма и злословия.
5. «Оберегать нашу планету»
Содействовать разумному потреблению и такому развитию, при котором уважались бы все формы жизни и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете.
6. «Укреплять солидарность»
Вносить свой вклад в развитие своего общества, содействуя всестороннему участию женщин в его жизни и уважению демократических принципов, с тем, чтобы плечом к плечу с другими людьми создавать новые формы солидарности.
ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
Уважение - высокая степень авторитета, доверия, признания.
Совместимость - возможности и перспективы достижения эффективности в совместной деятельности. Виды совместимости - психофизиологическая (взаимодействие темпераментов, потребностей индивидов, физических особенностей), психологическая (взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения), социальная (согласованность социальных ролей, интересов, ценностей), идеологическая (идеологические ценности, социальные установки).
Принятие (мнения, человека, группы) - способность согласиться с существованием особенностей, которые не свойственны определенному человеку, группе, общности и т.п.
Доброжелательность - отношение к другому человеку или группе людей, подразумевающее положительное расположение или настрой.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ:
Взаимодополнение - процесс выстраивания отношений, при котором единое целое формируется путем составления различных элементов, присущим разным партнерам.
Сотрудничество (кооперация) - выработка общего решения путем переговоров, участие большого количества людей в одном или разных, но связанных между собой направлениях деятельности. Диалог - парадигма (направление) взаимодействия с целью решения задачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемной ситуации и возможностей выхода из нее. Диалог культур - взаимодействие культур, в результате которого каждая осознает и обретает свою индивидуальную самобытность без изоляции от других культур (возможен на основе общности базовых ценностей). Диалог является универсальной составляющей речевого общения человека.
Дискуссия - обсуждение определенной проблемы с высказыванием различных мнений для выработки общего решения или согласия по определенным вопросам.
Общение - взаимодействие между людьми (межличностное, межнациональное, межкультурное и т.п.)
Солидарность (в пер. с французского «единомыслие, общность интересов») - единение, сплоченность людей, различных групп, классов, народов на основе общности целей и ценности. Солидарность мировой общественности (с борцами против терроризма, за права человека и т.п.), с другими народами (в марксизме - солидарность трудящихся в борьбе против эксплуататоров).
ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ:
Свобода - защищенность человека от нежелательного воздействия, насилия, наличие альтернатив и возможность выбора, возможности для творческой самореализации личности. Многообразие (многокультурность, англ. diversity) - наличие различных ответов на одни и те же поставленные вопросы, культурных особенностей отдельных групп, составляющих социум. Общество похоже на мозаичное панно, состоящее из отдельных фрагментов - религиозных и национальных групп, молодежных объединений, политических партий и общественных организаций, клубов по интересам, в мире есть инвалиды, вегетарианцы, верующие и неверующие, пацифисты и нигилисты. Многообразие может относиться к группам, мнениям, подходам, идеям и т.п. Очень важно, чтобы это многообразие учитывало как государство в своей политике, так и простые люди в повседневной жизни. При этом следует помнить не только о различиях, но и о том, что объединяет представителей общества одной страны, где проходят границы многообразия, ведь доведенная до абсурда социальная пестрота грозит распадом и прекращением существования веками формируемого единства. Основными факторами групповой сплоченности можно назвать следующие:
-сходство главных ценностных ориентиров членов группы;
-определенность и ясность общих целей;
-совместная деятельность членов группы по решению поставленных задач;
-отсутствие противоборствующих группировок и неразрешимых конфликтов;
-умение взаимодействовать для достижения общепризнанных целей;
-преодоление агрессии, нетерпимости, ксенофобии (страха перед незнакомыми лицами), склонности к насилию.
Консенсус - (от лат. consensus - соглашение, единодушие, согласованность) - наличие сходных ориентаций, позволяющих установить взаимопонимание и (или) взаимодействие по тому или иному вопросу (является рамкой многообразия).
Компромисс-способ достижения согласия, завершения конфликта путем взаимных уступок и частичного удовлетворения интересов сторон. При этом каждая сторона должна определить нижние границы уступок, на которые она готова идти при определении компромиссного соглашения.
Равноправие - равенство распределения власти, включающее возможность для каждого гражданина формировать и вступать в политические организации; свободу выражения собственного мнения, право голоса, право на избрание в органы государственной власти.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ:
Сохранение самобытности - определенность общества, вытекающая из общности и своеобразия его культурных характеристик и исторического опыта; постоянное проявление тех существенных компонентов культурного наследия, которые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования. Проблема сохранения самобытности остро встает в условиях современной глобализации.
Этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т.д. Внешне выражается в выдержке, самообладании.
Все эти элементы насыщают смысловое поле толерантности, которая в свою очередь противостоит различным проявлениям нетерпимости в обществе.
Китайская притча о терпении
Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.
На табличке было написано одно слово: «ТЕРПЕНИЕ».
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— И все?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
— И мира тоже.
Доброта — она не увядает
И не ждет взаимности в ответ.
Никогда не жжет, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет.
Доброта не судит, не калечит.
От нее не стоит ждать вреда.
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда.
Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно
Эту землю делает добрей.
И ребенок, пожалев дворнягу
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведет.
Доброта — она всегда богаче
Самых состоятельных людей.
У нее ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней.
И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом мы становимся добрее.
Ничего, что там, в груди, щемит.
Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло.
Не узнать о ней — вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло.
Доброта, как раненая птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь.
И блеснет слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь.
Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста.
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта.
Ирина Самарина