Новости
Материал опубликован: 21 November 2024, 19:31
Обновлён: 21 November 2024, 19:33
Просмотров: 3
Мастер производственного обучения СПТ им. Музрукова Дмитрий Федорович Точков родился в Горьком, в заводском районе Сормово.
Когда Дмитрий Федорович говорит об этом, сразу добавляет, что именно там, в Сормове, в 1905 году проходило революционное восстание рабочих. И видно, что к тем далеким событиям он относится с большим уважением и гордостью.
Его отец имел высшее образование, фронтовик, офицер. Был командированв Саров от завода «Крсаное Сормово»в 1951 году, а через год привез в город семью – жену и детей.
После школы Дмитрий Точковпришел на 3 завод учеником токаря. Потом была учеба в Горьковском дизелестроительном техникуме, армия, возвращение на работу. Трудился на позициях мастера, старшего мастера, начальника участка.
Дмитрий Федорович придерживается коммунистических убеждений, окончил университет марксизма-ленинизма. И по-прежнему занимает активную гражданскую позицию.
ВСПТ преподает с 2013 года.
– Дмитрий Федорович, отец у вас получил высшее образование. А вы после школы пошли на завод. Почему? Родители не старались отправить сына в институт? Выбор рабочей профессии был осознанным или так сложились обстоятельства?
– Я о высшем образовании не думал и не мечтал вообще. Я сразу знал, что окончу школу и мне этого будет достаточно.
– Почему?
–Не хотел. Все начальники в какой-то мере являются командирами над рабочими. Видимо, горьковская, сормовская среда, повлияла. Хоть я рано оттуда уехал, но приезжал на лето, много времени проводил в рабочей среде. Родной брат моей бабушкибыл непосредственным участником событий 1905 года, личнознал Калинина. Они какое-то время общались.
Справочно:Декабрьское восстание 1905 года в Сормове – массовые беспорядки, происходившие в Нижнем Новгороде в районах Сормово и Канавино.
7 декабря 1905 года в Москве началось вооружённое восстание. С 8 декабря прямо в цехах Сормовского завода рабочие начали изготавливать самодельное холодное оружие и бомбы. Были сформированы несколько вооружённых отрядов.
12 декабря в 10 часов утра на заводе началось восстание. Оно охватило Сормово, а затемКанавино. 16 декабря открытое восстание сормовских рабочих было подавлено. В ходе боев было разрушено 15 жилых домов и погибли 43 жителя.
Михаил Иванович Калинин (1875–1946) – революционер, многолетний глава советского государства, занимал посты председателя ВЦИК и ЦИК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, члена Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б).
– Вы хотели быть рабочим?
– Да.
– А отец что об этом думал?
– Отец говорил, рабочий так рабочий, жизнь заставит учиться. Тем более после армии я уже работал на престижной специальности слесаря-лекальщика. Это очень точные работы по изготовлению калибров, шаблонов и прочее. Но получил травму глаза на производстве, зрение стало ухудшаться. Пришлось менять специальность и решать куда идти дальше. Поступил в университет марксизма-ленинизма.Коммунистические идеи до сих пор во мне. Наше государство, Советский Союз, было одним из сильнейших в мире, в том числе по военной мощи. С нами считался весь мир.
–Как вы относитесь к Профессионалитету?
– Профессионалитет... Как правильно обучать современных студентов толком пока никто не понимает. Однозначно, надо уделять больше внимания практическим занятиям. Наш президент говорит, что требуются квалифицированные рабочие, но, чтобы таковыми стать нужна подготовительная база. Сейчас бОльшая часть студентов на первом курсе изучает общеобразовательные предметы. Про саму профессию, которой они пришли учиться, на это время как будто забывают. А ведь сейчас такое положение в стране, надо выпускать больше военной продукции не хватает рабочих рук. Чтобы рабочих получить надо уже с первого курса вводить спецдисциплины и практические занятия. Потому что на производстве времени нет их обучать по-новому.
–Значит надо отказываться от русского языка, физики? От общеобразовательных предметов?
– Нет, не надо отказываться.
– Тогда обучение станет более длительным
– Надо на первом курсе обязательно добавлять практику и спецдисциплины. Чтобы не пострадали общеобразовательные предметы можно продлить учебный день – учиться не до двух, а до трех-четырех часов. И тогда срок обучения не изменится.
– А в целом, как вы считаете, Профессионалитетрешит проблему дефицита кадров хоть отчасти?
–В какой-то мере решит. В принципе, это правильное решение. Ввойну, когда в 41 году были ремесленные училища, и тогда они обучались примерно столько же, сколько у нас сейчас студенты учатся по программе Профессионалитет.
– А почему,по-вашему,в стране рабочих не хватает? Блогеров, например, хватает, а рабочих нет.
– Да, у нас блогеров много, тех, кто, не работая хочет получать деньги.
– Это как раз очень понятно, люди идут туда, где можно заработать больше. А если еще и физически легче, то зачем выбирать тяжелую работу? Может все-таки политика государства в этом направление сбоит?
– Конечно. Как таковой ее нет политики государства.
– У вас есть любимые ученики, те с кем сохранили связь?
– Есть, конечно. Сколько я их уже выпустил за это время. Они все приходят. Многиеговорят спасибо, что вы нас научили, что вдалбливали в голову, как надо правильно вести себя в обществе на заводе. Я им всегда говорю, придете на завод, там взрослые люди и,если вы придете со своим матом, там не потерпят. Скажут, куда это вы желторотые начинаете рот открывать?!А после армии ребята уже возмужавшие приходят, мы много беседуем. Тут один мой бывший студент,спрашивает, мне предлагают шлифовщиком, что делать? Я говорю, ты чего думаешь, бегом! Придешь ко мне я тебя подучу. Недавно виделись, все у него прекрасно.
–Как дети меняются за время учебы? Ведь, все на ваших глазах.
– Они становятся более серьезными, рассудительными. Понимают, что надо трудиться, изучать, что на заводе без теоретических и практических знаний нельзя. А в СПТ им знания дают люди, которые прошли все этапы на производстве, начиная от рабочего до руководителей.
– Вы свою задачу как определяете? В каком случае скажете – я свою работу сделал хорошо?
– Я скажу, если они все трудоустроены, это уже меня радует. То, что трудятся это хорошо, то что приходят сюда и говорят, Дмитрий Федорович, да, вы нас научили, мы работаем и получаем зарплату высокую, это приятно.
– Каким вы видите будущее техникума?
– Оборудование должно быть заменено на современное, новое. Ведь технологии и наука шагают вперед, конструктора все новое разрабатывают и с этим надо идти в ногу, а не работать на старом оборудовании, которого на производствах уже по сути нет. Все дорого конечно, но куда деваться? Молодежь надо обучать.
Записала Галина Котлова